Литературное чтение — аннотация к рабочей программе УМК «Начальная школа 21века»
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по предмету: Литературное чтение: программа: 1-4 классы / Л.А. Ефросинина: — М.: Вентана-Граф, 2013. (Начальная школа XXI века).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Журова Л. Е. Букварь: 1 класс. Учебник в 2 ч. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 4 класс. М.: Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов)
- 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
- 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 4 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год
ЦЕЛИ:
- помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт;
- овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
- воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
ЗАДАЧИ:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; - формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Высказывать своё мнение о героях прочитанных произведений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в обозначениях); в словаре.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. - Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- Слушать и понимать речь других .
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Учиться работать в паре, группе.
- Выполнять различные роли (лидера исполнителя).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
- Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами.
- Понимать смысл заглавия произведения.
- Выбирать наиболее подходящее заглавие из данных.
- Самостоятельно озаглавливать текст.
- Делить текст на части, и озаглавливать их.
- Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных.
Подробно и выборочно пересказывать текст. - Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
- Размышлять о характере и поступках героя.
- Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка.
- Различать народную и литературную (авторскую) сказку.
- Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы.
- Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Добукварный период
- Букварный период
- Послебукварный период
- Читаем сказки, загадки, скороговорки
- Учимся уму – разуму
- Читаем о родной природе
- Читаем о наших друзьях – животных
2 класс
- О нашей Родине
- Народная мудрость (устное народное творчество)
- О детях и для детей
- Мир сказок
- «Уж небо осенью дышало…»
- «Снежок порхает, кружится»
- Здравствуй, праздник новогодний!
- Произведения о животных
- Раздел программы: Зарубежные сказки
- Рассказы, стихи, сказки о семье
- «Весна, весна красная!…»
- Волшебные сказки
3 класс
- Устное народное творчество
- Басни
- Произведения А.С. Пушкина
- Стихи русских поэтов
- Произведения Л.Н. Толстого
- Произведения Н.А. Некрасова
- Произведения А.П. Чехова
- Сказки зарубежных писателей
- Стихи русских поэтов
- Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
- Произведения А.И. Куприна
- Стихи С.А. Есенина
- Произведения К.Г. Паустовского
- Произведения С.Я. Маршака
- Произведения Л. Пантелеева
- Произведения А.П. Гайдара
- Произведения М.М. Пришвина
- Произведения зарубежных писателей
4 класс
- Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни
- Басни. Русские баснописцы
- Произведения В.А.Жуковского
- Произведения А.С.Пушкина
- Произведения М.Ю.Лермонтова
- Произведения П.П.Ершова
Произведения В.М.Гаршина - Произведения русских писателей о детях
- Произведения зарубежных писателей о детях
- В мире книг
- Произведения Л.Н.Толстого
- Стихи А.А.Блока
- Стихи К.Д.Бальмонта
- Произведения А.И.Куприна
- Стихи И.А.Бунина
- Произведения С.Я.Маршака
- Стихи Н.А.Заболоцкого
- Произведения о детях войны
- Стихи Н.М.Рубцова
- Произведения С.В.Михалкова
- Юмористические произведения
- Очерки
- Путешествия. Приключения. Фантастика
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
- Возможны и письменные работы — небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку».
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
- Формы промежуточного, итогового контроля
- беседа;
- устный опрос;
- ответы на вопросы;
- составление рассказа, плана;
- работа по рабочей тетради;
- пересказ текста по плану, картинке;
- написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану;
- выразительное чтение по ролям;
- заучивание наизусть;
- самостоятельное чтение. - Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
- Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
- Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая — в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.